Борьба с несанкционированными свалками мусора – одна из приоритетных задач государства
Интервью заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Дмитрия Юрьевича Скорописова
В ряде европейских стран больше половины отходов производства и потребления подвергается вторичной переработке. В результате, то, что вчера считалось мусором – сегодня новый продукт. К сожалению, в Российской Федерации по данным Росстата в 2011 году вторичному использованию и обезвреживанию было подвержено только 46,3 % от общего количества мусора. Так, в Северо-Западном округе только 17% отходов ежегодно подвергается использованию и обезвреживанию.
Но это только часть проблемы. Другим наболевшим вопросом для нашей страны являются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Об этой проблеме сегодня мы беседуем с заместителем начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Дмитрием Юрьевичем Скорописовым.
- Дмитрий Юрьевич, участвует ли Ваше ведомство в работе по предотвращению образования и ликвидации несанкционированных свалок?
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу с августа 2011 года по настоящее время принимает активное участие в масштабной всероссийской кампании по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на подконтрольной территории, осуществляемой по поручению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С целью своевременного и оперативного реагирования на выявляемые несанкционированные свалки и предупреждения подобных правонарушений Департаментом было организовано эффективное взаимодействие с природоохранными и правоохранительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Всего Департаментом и территориальными управлениями в Северо-Западном федеральном округе за период кампании было установлено свыше 7 тысяч мест несанкционированного размещения ТБО на площади порядка 960 гектаров. Большая часть свалок выявлена на землях населенных пунктов, лесного фонда и вблизи водных объектов.
- Каким образом ведомство осуществляет работу по выявлению несанкционированных свалок ТБО?
Сведения о местах несанкционированного размещения отходов мы получаем из разных источников: в результате рейдовых проверок государственных инспектором Росприроднадзора, от органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан.
Так за период с августа 2011 года территориальными органами Росприроднадзора было проведено 818 рейдовых проверок, в ходе которых особое внимание уделялось вопросу выявления несанкционированных свалок ТБО на подконтрольной территории.
Также в Департаменте постоянно работает «горячая линия» по приему сообщений от граждан, на которую может позвонить любой житель и сообщить о ставших ему известных местах несанкционированного размещения мусора. Все сообщения, которые содержат информацию о нарушениях природоохранного законодательства и относятся к компетенции Департамента, проверяем и принимаем по ним соответствующие меры, о чем информируем заявителей.
- Какие методы использует Департамент в рамках проводимой работы по борьбе с несанкционированными свалками?
Сразу же отмечу, что за Росприроднадзором не закреплены функции по очистке территории от мусора. В рамках проводимой кампании Департамент выступил, прежде всего, координатором работы ведомств, задействованных в решении вопроса ликвидации несанкционированных свалок, что полностью соответствует нашим полномочиям.
Кроме того, наше ведомство осуществляет контроль только за объектами, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору.
При выявлении несанкционированных свалок примерный порядок действий такой: государственные инспекторы выявляют несанкционированные свалки, в рамках административного расследования устанавливают виновных лиц, привлекают к ответственности за выявленные нарушения с наложением административных штрафов, вносят представления или выдают предписания, и при необходимости рассчитывают ущерб, причиненный окружающей среде.
По результатам контрольных мероприятий Департамента было возбуждено 229 дел об административных правонарушениях, наложено 147 штрафов на сумму в размере 3 млн рублей, внесено 233 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, выдано 284 предписания о ликвидации несанкционированных свалок.
По выявленным фактам несанкционированного размещения отходов было предъявлено 12 претензий о возмещении ущерба, причиненного объектам окружающей среды, на сумму 6,5 млн рублей.
В результате принятия мер по ликвидации свалок был предотвращен экологической ущерб в размере 17 млрд рублей.
В случаях, если территория, на которой обнаружена свалка, не является подконтрольной Росприроднадзору, письма с указанием мест размещения несанкционированных свалок направляем в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления для принятия необходимых мер по ликвидации свалок. За период проведения кампании было отправлено более 4 тысяч подобных писем.
- Как быть, если установить лицо виновное в захламлении твердыми бытовыми отходами той или иной территории не возможно?
На практике мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда установить виновное в захламлении территории лицо не представляется возможным. Поймать нарушителя за руку, в буквальном смысле этого слова – большая удача. Тогда ответственность за выявленное нарушение ложится на собственника земельного участка, на котором обнаружена свалка. Часто данная территория является муниципальной собственностью и все затраты на ликвидацию свалки ложатся на местные органы власти.
Но тут могут возникать трудности с привлечением собственника земельного участка к ответственности за выявленную свалку, когда он утверждает, что данные отходы ему не принадлежат, а появление их на его участке связано с незаконными действиями третьих лиц, а также им принимаются все меры по приведению территории в надлежащее состояние.
На сегодняшний день законодательно не урегулирован вопрос с ответственностью лиц за захламление отходами земель лесного фонда. Невозможность привлечения к ответственности за загрязнение отходами участка лесного фонда, не предоставленного в аренду, создает серьезные трудности при очистке леса от мусора.
- Помимо законодательных трудностей при привлечении виновных лиц к ответственности за несанкционированные свалки, что, на Ваш взгляд, еще тормозит работу Вашего ведомства в борьбе с несанкционированными свалками?
Надо сказать, что действующие на сегодняшний день санкции в силу своей незначительности не могут являться действенным механизмом правового воздействия.
Суммы штрафов за образование несанкционированной свалки для физических лиц составляют от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – до 200 тысяч рублей.
Нарушителям порой проще заплатить штраф и продолжать захламлять территорию, чем произвести уборку и вывоз мусора на специализированный полигон. Так как эта процедура является весьма затратной.
Ситуация осложняется еще и тем, что в действующем законодательстве отсутствует само понятие «несанкционированная свалка». Нет специальной прямой санкции в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, которую бы можно было применить к нарушителям за непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.
- Каким образом можно решить проблему несанкционированных свалок ТБО?
На мой взгляд, для решения данной проблемы необходим комплекс мер, в который входит и пересмотр действующего законодательства с целью устранения имеющихся пробелов, и введение более жестких санкций за нарушения природоохранного законодательства.
Но проблему несанкционированных свалок ТБО невозможно решить без участия государства в данном процессе и без формирования государственной политики, направленной на сокращение количества образования отходов и вовлечение отходов во вторичный оборот. Что в последнее время и начинает реализоваться в нашей стране, становясь одной из первоочередных задач в сфере охраны окружающей среды.
До тех пор пока не будут решены вопросы обеспечения территории достаточным количеством санкционированных полигонов и свалок для размещения отходов и не будут построены мусоросортировочные и мусороперерабатывающие комплексы проблема несанкционированных свалок не может быть закрыта.
А данные вопросы напрямую зависят от финансирования целевых программ по борьбе с несанкционированными свалками ТБО, в том числе из федерального бюджета. Без дотаций из центра, скажем, муниципальное образование, вряд ли сможет эффективно реализовать государственные целевые программы по противодействию несанкционированным свалкам ТБО.
И, наконец, особый упор нужно сделать на работе по формированию экологической культуры и персональной ответственности гражданина за экологическое благополучие страны. Надо сделать так, чтобы у гражданина и мысли не возникало оставить мусор в не предназначенном для этих целей месте. Так как, сами понимаете, что одним только увеличением штрафов и строительством санкционированных полигонов и мусороперерабатывающих комплексов проблему не решить.
Необходимо сформировать у граждан такую систему ценностей, чтобы жизненным кредо каждого жителя России стал принцип: «чисто не там где убирают, а там где не мусорят».